Эхо Москвы Оренбург

Атаман Сергей Слепов о Дутове, «Матильде», либералах и ЧВК

Атаман Сергей Слепов о Дутове, «Матильде», либералах и ЧВК
Сентябрь 07
16:32 2017

Расшифровка фрагмента программы «Персонально Ваш» (07.09.2017)

Гость: атаман первого отдела Оренбургского казачьего войска Сергей Слепов
Ведущий: Максим Курников

Максим Курников: Вы собираетесь проводить несколько казачьих мероприятий, в Илеке, например, Country Fest. Что это такое?

Сергей Слепов:

— Это наше традиционное мероприятие, это Оренбург — Форпост России, уже в 17-ый год проходит в одной из казацких станиц. Почему Илек? Потому что Илек был родоначальником этого фестиваля. Первый фестиваль, с легкой руки Ренева, был проведен в Илеке. И в этом году уже пятый раз фестиваль пройдет в Илеке. Почему в этом году? Потому что в этом году Илеку  280 лет.

Приедут казаки со всей страны?

— В начале это было задумано, как слет казачьих коллективов художественной самодеятельности Оренбургской области, но потом присоединились к нам с территории войска: Челябинска, Екатеринбурга, Верхнеуральска, с Кургана, с Башкирии. А сейчас это имеет уже и всероссийский статус. Едут к нам из Дона, из Кубани, Волгограда, Ставрополя. И в этом году даже с Крыма будут – с Саков.

[…] Давайте поговорим о памяти атамана Дутова, о его возможном перезахоронении. На каком этапе сегодня находится этот вопрос?

Все, наверно, в курсе, что губернатор посещал Китай, и отвез туда письма на имя руководства Китая с просьбой оказать содействие в поисках и перезахоронении останков Дутова и восковой реликвии Табынской иконы Божьей Матери на историческую родину в город Оренбург. Китайская сторона ответила положительно и попросила время, чтобы со своей стороны тоже как-то разобраться по этому захоронению, как-то поискать, где возможные места нахождения Табынской иконы Божьей Матери, они должны это проверить и дать нам ответ. А пока мы не получили ответ, мы в стадии ожидания. Мы, по указу губернатора, сформировали рабочую группу, которая будет заниматься перезахоронением останков Дутова, но пока эта рабочая группа только на бумаге находится, и конкретных практических действий не производилось. Сейчас мы проводим только изыскательные работы, в архивах, документальную работу, ходим опрашиваем родственников, с ними переговоры ведем.

Каково отношение казаков к возможному перезахоронению?

В казачьей среде имеет однозначное направление – все за. Я не встречал ни одного казака, который высказался бы против перезахоронения останков Дутова. […]  Все отдельские атаманы нашего войска поддержали инициативу губернатора о перезахоронении останков атамана Дутова и усилении поисков Табынской иконы Божьей Матери. Не просто поддержали, а выразили благодарность Губернатору, и сказали можете на нас рассчитывать, мы окажем всю необходимую помощь, какая от нас понадобиться. Если останки Дутова будут привезены в Оренбург — приедут все. Дали обещание, что приедут и отдадут дань памяти нашему уважаемому атаману.

Коммунисты выступили резко против. Как вы думаете: стоит вести с ними диалог или это дело бесполезное, и вы будете делать то, что делали?

Нет, конечно. Мы будем делать свое дело. Но я думаю, что у них еще нет права такого говорить, что Дутов не имеет права быть перезахоронен на родной земле — оренбургской. Потому что он не запятнал свою честь какими-то массовыми репрессиями, расстрелами, погромами и прочим. Он был в первую очередь республиканец, а во вторую демократ. То есть говорить, что он был приверженцем царизма – это не правильно. Он был реформатор и он очень любил свою Родину. Но ему пришлось взяться за оружие, его заставили. Это большевики, это не он поднял восстание, это он защищался от восставших. Поэтому нужно разницу просто почувствовать. Потому что казаки защищали свой уклад жизни – они имели на это право. А их этого уклада лишали. Они сначала не соотносили это с потерей власти царя, а потом, когда спохватились, было уже поздно – царя уже не стало. Хотя они думали, что смогут с новой властью ужиться на своих принципах, но этого не произошло.

Раз упомянули царя, тогда вопрос о фильме «Матильда». Есть ли какая-то позиция у казачества? Или каждый казак волен сам решать: смотреть или не смотреть?

Мы эту тему никогда не поднимали и не обсуждали, и какого-то общего решения «не ходить на фильм» мы не принимали. Это дело каждого казака принимать решение «идти или не идти». Но если там затронута честь государя-императора нашего, то, я думаю, казаки сочтут необходимым просто не пойти на фильм.

А как вы вообще относитесь к таким движениям, которые пытаются навязать свое отношение? Вы их поддерживаете, вы стараетесь их сторониться, или же вы осуждаете?

— Чтобы осуждать нужно знать мотивы. Сначала нужно посмотреть а уже потом осудить. Осудить не видя – я считаю, не справедливо.

То есть организовывать акции против показа фильма в Оренбурге казаки не будут?

Это дело лично каждого. Организовывать как-то специально, мы не намерены.

Давайте подведем некоторые итоги работы казачьих патрулей за полгода. Какие плюсы, какие минусы вы видите?

Я минусов вообще не вижу на сегодняшний день, потому что это движение набирает обороты с положительной тенденцией. Потому что идет хорошее отношение населения к казачьим патрулям. И если в составе казачьего патруля есть полицейский, то обращаются почему-то не к полицейскому, а обращаются к патрульному казаку, потому что доверие населения к ним еще нечем не подорвано и никак не скомпрометировано. Я не говорю, что у полиции скомпрометировано. Я говорю, что они видят в казаках какого-то арбитра, потому что у казака больше прав, так сказать, по месту рождения. И он может и должен действовать, только с учетом своих исторических традиций. Казак может просто сесть на лавочку с человеком и поговорить: «Вот ты не прав, мой дорогой человек, потому-то, потому-то».

Вы говорите, что не было минусов, однако были же инциденты, в которых принимали участие, как минимум, люди одетые в казачью форму. Как отличить настоящего казака от ряженого?

Очень просто – по нагрудному знаку. У всех, кто входит в патрули, есть нагрудные знаки. И они в установленной законом форме выходят.

Если говорить об инциденте, когда у пикетирующего человека отобрали плакат. Полиция сказала, что не нашла этих людей. Это не был казачий патруль?

Когда я смотрел, то ни одного из членов патруля, я там не видел.

Но вы их знаете?

Ну некоторых я, конечно, знаю, но некоторые мне не знакомы.

Казаки принимали участие в протестной акции, когда был сбор волонтеров штаба Навального. То есть оренбургские казаки намерены проявлять свою политическую активность, в том числе и устраивать акции протеста?

— Я бы не назвал это акцией протеста, какой-то срежиссированной. Это волеизъявление казаков, потому что они пришли выразить свою позицию, так же как и любой другой гражданин может выйти и озвучить свою позицию. Эта позиция казаков и она имеет твердое убеждение, потому что они считают, что Навальный раскачивает ситуацию в стране, а казакам это не нравиться. Сегодняшнее правительство устраивает казаков, и они хотят его поддержать.

То есть казаки не имеют какого-то запрета на политические взгляды?

У нас прописано, что мы вне политики. Нам запрещено быть членами партий, но это не запрещает нам выражать свое мнение и поддерживать ту или иную политическую платформу, как любому гражданину соответственно с конституцией. Вы знаете, что я ходил на выборы, от партии «Единая Россия», не будучи членом партии. Потому что когда вышел закон, запрещающий казакам и атаманам состоять в партии, я пришел и сдал свой партийный билет «Единой России», мотивируя тем, что не могу нарушать Федеральный закон. Меня хорошо выслушали, поняли, и никаких претензий ко мне не было. И мне не помешало это пойти на выборы поддерживая платформу «Единой России».

Вам принадлежат слова: «на территории Оренбургского казачества никогда не было никакой либерастии». Что вы вкладываете в это понятие?

—Вот я кроме того, что сказал, ничего в это не вкладываю.

Но вот какие это взгляды: за Путина, за Ельцина, за Жириновского? Что это?

— Нет, это ни за Ельцина, ни за Жириновского. Это проправительственные взгляды. Мои взгляды как государственника, как казака — я обязан поддерживать существующий государственный строй.

Что означает по вашему это слово «либерастия»? Я не понимаю. Объясните мне.

Либеральные идеи тянут за собой такие идеи как сексуальных меньшинств. И я эти идеи либеральные связываю только с этим движением. Потому что все эти идеи чужды казачеству, казачьему мировоззрению.

Но  вы ведь Владимира Путина поддерживаете? Он — экономический либерал?

— Я бы так не сказал, что он экономический либерал. […]

Но сам он о себе так говорил. Экономически — это либеральная политика.

— У нас есть часть либерального правительства, которое, может быть, не отвечает требованиям сегодняшнего социального статуса. То есть люди говорят, надо делать так, а правительство не согласно с ним. Я не буду осуждать правительство и говорить, что часть либерального правительства делает что-то в разрез с социальными требованиями населения. Я говорю, что вот эти реформы, которые тащат за собой либеральные идеи, реформы поддержки сексуальных меньшинств, они нам не приемлемы. 

Правильно ли я тогда понимаю, что «либерастия» — это система взглядов либерала?

— Ну не полностью, но частично, да.

Когда будет казачий корпус?

— Для нас это очень больная тема, больная идея. Мы давно ждем когда будет создан Оренбургский казачий корпус. Для нас, столицы Оренбурга, не иметь казачий корпус — очень печально. У нас нет помещения подходящего на сегодняшний день. Делать казачий корпус на базе какого-то ПТУ – это неполноценная мера, Губернатор на нее не согласен. Мы хотим, как сказал Губернатор, когда мы ездили в Аксайский казачий корпус, что он должен быть лучше или никакой. То есть очень высокая задача стоит, и мы работаем над ее достижением. Пока, соответствующего этой планке здания в Оренбургской области мы найти не можем. А строить новое здание, это большие миллиарды, то есть бюджет области этого потянуть пока не может.

[…] Атеист не может быть казаком?

— Нет. Атеист не может быть казаком. Казак без веры не казак – это одна из главных заповедей казачьих традиций. Если он не верующий его не примут. Если он не верующий, у него нет креста, его не изберут в атаманы.

Мусульманин не может быть казаком?

Мусульманин может, он же верующий, мы сейчас про православных говорили. Мусульман было очень много в составе Оренбургского казачьего войска. […] У нас были и буддисты.

В: Какие еще есть ограничения? Например, если человек судим?

Если человек был судим по некоторым статьям, то ему никогда не стать атаманом.

[…] Как финансируется казачье общество? Кем?

— Казачье войско никем и никак не финансируется. Есть отдельные виды, которые могут быть взяты под оплаты. Вот сейчас дружина у нас, она имеет статус юридического лица, как добровольная казачья народная дружина города Оренбурга. И она финансируется из средств местного бюджета города Оренбурга, за счет программы «Безопасный город». […] Казак, который выходит на патруль в составе дружины, он получает заработную плату.

Как казаки относятся к частным военным компаниям? Когда люди едут, воюют в другой стране, получают за это деньги? Среди них ведь много и казаков.

— Да среди них много казаков, скрывать не буду, там есть и наши казаки. Это выбор казака, это его право. Мы это не осуждаем. […] Мы даем право самим принимать решение, мы не то что осуждаем или поддерживаем, казак волен сам принять решение, пойти воевать, защищать интересы в любом составе. Или он в составе группы Вагнера, или он контрактником идет в вооруженные силы, для нас в этом разницы нет.

Репост

Похожие статьи

Нет комментариев

Комментариев пока нет

Пока никто ничего не написал, будете первым?

Написать комментарий

Написать комментарий